23.10.2020

Составлен Рейтинг проблем в сфере ЖКХ по итогам второго квартала 2020 года

В течение второго квартала 2020 года в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ в 77 субъектах РФ и центральную приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 082 обращения.

На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен Рейтинг проблем в сфере ЖКХ.

В Национальном центре «ЖКХ Контроль» отмечают, что пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные. Был отмечен заметный рост доли обращений граждан по вопросу содержания общего имущества и состояния многоквартирных домов (МКД).

С одной стороны, это можно связать с нахождением граждан на самоизоляции и появлением времени и возможности обратить внимание на работу управляющей организации в этой части. С другой стороны, новая реальность породила у граждан новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с содержанием мест общего пользования в период пандемии.

Из более чем 8 тыс. обращений, поступивших в общественные приемные, 5,8% (471 обращение) были следствием введения режима повышенной готовности и самоизоляции. Беспокойство граждан вызывали вопросы снижении качества услуг и работ, непроведением мер по санитарной обработке мест общего пользования. Зачастую потребителям была непонятна методика дезинфекции, что порождало сомнения в правильности выполнения таких работ, соблюдении периодичности. Критически население относилось и к выбору дезинфицирующих средств, передвижению работников УК, ТСЖ без средств защиты.

Проблемы, связанные с платой за жилищно-коммунальные услуги, в период распространения вируса в большей мере были затронуты с точки зрения предоставления мер социальной поддержки, наличия или отсутствия возможности произвести дистанционную оплату, отсутствием возможности оплатить расходы в связи с изменением материального положения. Граждан также интересовал вопрос и об обоснованности распространенной в СМИ информации о временном запрете начислять пени за просрочку внесения платы за жилое помещение.

Практически во всех регионах был популярен вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. Граждане активно интересовались — как провести собрание в период пандемии, как использовать возможность дистанционного голосования. Можно говорить о том, что режим самоизоляции принципиально изменил отношение собственников в целом к возможности онлайн-голосования, тем более что в этот период Государственная дума приняла поправки в ЖК РФ, упрощающие проведение общих собраний путем онлайн голосования.

В различных регионах встречались жалобы на то, что несмотря на принятие 424 Постановления Правительства, продлившего сроков межповерочного интервала индивидуальных приборов учета, управляющие и ресурсоснабжающие организации пытаются требовать от потребителей установки новых или поверки имеющихся приборов учета. Встречались жалобы на игнорирование требований о временном запрете ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.

Позиция в рейтинге

Тематика проблем

Количество обращений во втором кв.

% от числа обращений

1

Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД

1 355

16,8

2

Начисление платы за ЖКУ

1 197

14,8

3

Управление МКД

998

12,3

4

Капитальный ремонт

759

9,4

5

Качество коммунальных услуг

634

7,8

6

Благоустройство придомовой территории

540

6,7

7

Общие собрания собственников

468

5,8

8

Обращение с ТКО

261

3,3

9

Общее имущество (состав, возврат, распоряжение)

258

3,2

10

Иные

1612

19,9

Всего обращений

8082

100%