В течение второго квартала 2020 года в приемные региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ в 77 субъектах РФ и центральную приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 8 082 обращения.
На основании анализа данных обращений Некоммерческим партнерством «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был составлен Рейтинг проблем в сфере ЖКХ.
В Национальном центре «ЖКХ Контроль» отмечают, что пандемия и режим самоизоляции увеличили поток обращений в общественные приемные. Был отмечен заметный рост доли обращений граждан по вопросу содержания общего имущества и состояния многоквартирных домов (МКД).
С одной стороны, это можно связать с нахождением граждан на самоизоляции и появлением времени и возможности обратить внимание на работу управляющей организации в этой части. С другой стороны, новая реальность породила у граждан новые вопросы, которые не были актуальны ранее, в том числе связанные с содержанием мест общего пользования в период пандемии.
Из более чем 8 тыс. обращений, поступивших в общественные приемные, 5,8% (471 обращение) были следствием введения режима повышенной готовности и самоизоляции. Беспокойство граждан вызывали вопросы снижении качества услуг и работ, непроведением мер по санитарной обработке мест общего пользования. Зачастую потребителям была непонятна методика дезинфекции, что порождало сомнения в правильности выполнения таких работ, соблюдении периодичности. Критически население относилось и к выбору дезинфицирующих средств, передвижению работников УК, ТСЖ без средств защиты.
Проблемы, связанные с платой за жилищно-коммунальные услуги, в период распространения вируса в большей мере были затронуты с точки зрения предоставления мер социальной поддержки, наличия или отсутствия возможности произвести дистанционную оплату, отсутствием возможности оплатить расходы в связи с изменением материального положения. Граждан также интересовал вопрос и об обоснованности распространенной в СМИ информации о временном запрете начислять пени за просрочку внесения платы за жилое помещение.
Практически во всех регионах был популярен вопрос о порядке организации проведения общих собраний собственников. Граждане активно интересовались — как провести собрание в период пандемии, как использовать возможность дистанционного голосования. Можно говорить о том, что режим самоизоляции принципиально изменил отношение собственников в целом к возможности онлайн-голосования, тем более что в этот период Государственная дума приняла поправки в ЖК РФ, упрощающие проведение общих собраний путем онлайн голосования.
В различных регионах встречались жалобы на то, что несмотря на принятие 424 Постановления Правительства, продлившего сроков межповерочного интервала индивидуальных приборов учета, управляющие и ресурсоснабжающие организации пытаются требовать от потребителей установки новых или поверки имеющихся приборов учета. Встречались жалобы на игнорирование требований о временном запрете ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Позиция в рейтинге | Тематика проблем | Количество обращений во втором кв. | % от числа обращений |
1 | Неудовлетворительное состояние, содержание и ремонт МКД | 1 355 | 16,8 |
2 | Начисление платы за ЖКУ | 1 197 | 14,8 |
3 | Управление МКД | 998 | 12,3 |
4 | Капитальный ремонт | 759 | 9,4 |
5 | Качество коммунальных услуг | 634 | 7,8 |
6 | Благоустройство придомовой территории | 540 | 6,7 |
7 | Общие собрания собственников | 468 | 5,8 |
8 | Обращение с ТКО | 261 | 3,3 |
9 | Общее имущество (состав, возврат, распоряжение) | 258 | 3,2 |
10 | Иные | 1612 | 19,9 |
Всего обращений | 8082 | 100% |